Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек. ©
Читая «Человека в высоком замке», начинаешь задумываться, как же американцы боялись коммунизма. Но об этой книге нужно писать отдельно. Мне же вспомнилось кое-что из Стивена Кинга. Вообще, эта тема настолько обширна, что подойдет для отдельной научной работы, в той же «Пляске смерти» (посвященной жанру ужасов в литературе и кино) приводится множество примеров. Так что я тут приведу только только то, что вспомнилось сразу.
Автобиографический отрывок из «Пляски смерти»:

Итак, вернемся в стратфордский кинотеатр теплым осенним днем 1957 года...
Мы сидели на стульях, как манекены, и смотрели на управляющего. Вид у него был встревоженный и болезненный – а может, это было виновато освещение. Мы гадали, что за катастрофа заставила его остановить фильм в самый напряженный момент, но тут управляющий заговорил, и дрожь в его голосе еще больше смутила нас.
– Я хочу сообщить вам, – начал он, – что русские вывели на орбиту вокруг Земли космический сателлит. Они назвали его… “спутник”.
Сообщение было встречено абсолютным, гробовым молчанием. Полный кинотеатр детишек с ежиками и хвостиками, в джинсах и юбках, с кольцами Капитана Полночь, детишек, которые только что узнали Чака Берри и Литтла Ричардса и слушали по вечерам нью-йоркские радиостанции с таким замиранием сердца, словно это были сигналы с другой планеты. Мы выросли на Капитане Видео и “Терри и пиратах”. Мы любовались в комиксах, как герой Кейси разбрасывает, как кегли, целую кучу азиатов. Мы видели, как Ричард Карлсон в “Я вел тройную жизнь” (I Led Three Lives) тысячами ловит грязных коммунистических шпионов. Мы заплатили по четверть доллара за право увидеть Хью Марлоу в “Земле против летающих тарелок” и в качестве бесплатного приложения получили эту убийственную новость.
Помню очень отчетливо: страшное мертвое молчание кинозала вдруг было нарушено одиноким выкриком; не знаю, был это мальчик или девочка, голос был полон слез и испуганной злости: “Давай показывай кино, врун!"
Управляющий даже не посмотрел в ту сторону, откуда донесся голос, и почему-то это было хуже всего. Это было доказательство. Русские опередили нас в космосе. Где-то над нашими головами, триумфально попискивая, несется электронный мяч, сконструированный и запущенный за железным занавесом. Ни Капитан Полночь, ни Ричард Карлсон (который играл в “Звездных всадниках” (Riders to the Stars), боже, какая горькая ирония) не смогли его остановить. Он летел там, вверху.., и они назвали его “спутником”. Управляющий еще немного постоял, глядя на нас; казалось, он ищет, что бы еще добавить, но не находит. Потом он ушел, и вскоре фильм возобновился.

Ну это еще объяснимо, рационально.
Второй отрывок из «Оно», действие опять же происходит в 1957 году:

Джордж покорно пошел, чтобы принести все перечисленное Биллом... Он не любил подвал, не любил спускаться туда по лестнице: всегда представлял себе что-то затаившееся внизу, в темноте. Глупо, конечно, так говорил отец, так говорила мать и, что более важно, так говорил Билл, но однако…
Он даже не любил открывать дверь, чтобы включить свет, опасаясь (эта идея была настолько глупая, что он ни с кем ею не делился), что какая-то жуткая когтистая лапа ляжет на его запястье, пока он будет ощупывать стену в поисках выключателя… а потом рывком утащит его в темноту, пахнущую грязью, сыростью и подгнивающими овощами.
Глупость! Тварей, заросших шерстью, переполненных убийственной злобой и с когтями, не существует. Время от времени кто-то сходил с ума и убивал множество людей (иногда Чет Хантли говорил о таком в вечерних новостях) и, разумеется, не следовало забывать про комми, но в их подвале никаких страшных монстров не обитало.

А вот это... Вы можете представить, что наш советский ребенок боялся, что в кладовке живет не только бабайка, но и злой капиталист?
Как вышло, что страх перед коммунизмом стал настолько всеохватывающим и иррациональным? Почему, в конце концов, пропаганда работала в этом направлении?
Наша «Туманность Андромеды» (все того же 1957 года) про светлое коммунистическое будущее, у них, наверное, воспринималась бы как антиутопия или постапокалипсис.

@темы: книги, размышления, Стивен Кинг