Археологи нашли на дне заполярного моря следы пропавшей экспедиции Франклина (той самой, о которой рассказывается в «Терроре» Дэна Симмонса).
В конце июля 1846 года бесследно пропали два корабля экспедиции сэра Джона Франклина, отправленной на исследование Северо-Западного прохода. Только спустя 150 лет ученые выяснили, что суда были затерты льдами близ острова Кинг-Уильям. Экипаж перезимовал на острове, а потом члены экспедиции, ослабленные голодом и болезнями, попытались добраться до Большой земли. По дороге погибли все, причем дело даже дошло до каннибализма.
В 2014 году канадские ученые нашли один из кораблей Франклина — «Эребус». Фрагменты судна находятся на глубине 11 метров. Археологи продолжили заплывы под лед и извлекли множество предметов, рассказывающих о жизни экспедиции.
Судовой колокол «Эребуса»
читать дальше
На судовом колоколе — год начала экспедиции
Иллюминатор «Эребуса»
Пуговица мундира одного из 13 морских пехотинцев, плывших вместе с Франклином. 7 солдат были на «Эребусе», 6 — на «Терроре»
Тарелка с корабля. Картинка изображает китайский остров Вампу — популярный в Британии XIX века сюжет
Всего весной 2015 года с «Эребуса» удалось поднять 14 артефактов. Самый массивный — пушка весом 309 килограммов. На стволе отчеканена надпись «J&H King — 1812». Пушку отлили мастера Джон и Генри Кинг на Королевском меднолитейном заводе в Вулидже в 1812 году
Ученые и техники поднимают пушку с «Эребуса» из-подо льда. Во время весенней экспедиции археологам приходилось ночевать на льду несколько дней подряд, погружаясь на дно с восьми утра до десяти вечера
На стволе пушки с «Эребуса» отчеканены инициалы GR, девиз британских монархов HONI SOIT QUI MAL Y PENSE и корона. Инициалы указывают на то, что орудие отлили в правление короля Георга III
Артефакты с «Эребуса» демонстрируют изобретательность моряков XIX века. Эта стеклянная призма служила иллюминатором, сквозь который свет попадал с верхней палубы на слабо освещенную нижнюю
Изображение «Эребуса», полученное сонаром
Изображение, полученное подводным аппаратом с дистанционным управлением. На снимке видны обломки обшивки и такелажа «Эребуса»
Обшивка и мачта «Эребуса»
Райан Харрис (руководитель экспедиции) изучает блок с гаком. Эту деталь могли использовать при спуске шлюпок на воду, или же она была одним из элементов стоячего такелажа «Эребуса»
Подводный археолог подо льдом. Чтобы попасть к обломкам «Эребуса», покоящимся на дне залива Куин-Мод (69 градус северной широты), пришлось пробить лед толщиной в два метра. Ученым помогли канадские военные
Водолаз обследует обломки «Эребуса» в апреле 2015 года. Местоположение 378-тонного корабля с паровым локомотивным двигателем было неизвестно вплоть до 2014 года
Археолог Филлиппо Ронка измеряет дульный срез одной из пушек «Эребуса» Отсюда